О «нетленных мощах»

22.07.2013 в История, Религия
Просмотров: 741
ОднаКнопка

Как дурачили народ.
(Наши мощи).

Разоблачение «мощей» разных «святых» приобретает в последнее время характер эпидемический.

Еще только на днях у нас сообщали о непредвиденном казусе с «мощами» Артемия Праведного, которые на поверке оказались смесью из кирпича и гвоздей.

Tenepь такой же казус произошел с «мощами святителя» Тихона Задонского в Задонске.

Эта низкая спекуляция на религиозных чувствах народа становится еще отвратительнее, если принять ко внимание исключительно вcepоссийскую популярность мощей Тихона Задонского к Задонского монастыря, где они находились.

Целые потоки паломников стекались со всей России, путешествуя месяцами, тратя последние сбережения, чтобы поклонится «мощам» Задонского «святителя».

Когда 28 января в монастырь явилась комиссия из представителей местного исполкома, членов партии и врачей и потребовала освидетельствования мощей, для того, чтобы установить, их нетленность — монахи запротестовали. По их словам, нетленность мощей была установлена в 1861 г. (при открытии). По настоянию комиссии, монахам пришлось уступить. Гробница была открыта. Иеромонах Иннокентий снял митру и присутствующие увидели что-то наподобие забинтованной головы. Распороли повязки, которых было несколько рядов и под последней повязкой увидели вату. Под ватой же нашли обыкновенный человеческий череп, полуистлевший и рассыпавшийся при прикосновении.

При снятии покровов с ноги были обнаружены: сначала сандалии, под ними белые шелковые чулки, затем женский черный полуботинок из материи, искусно пригнанный к ступне, и, наконец, сама нога… из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками. Внутри картона оказалась вата, даже костей не оказалось (забыли видно положить).

Бедные отцы как видно не обладают медицинскими познаниями и бедренная кость была обращена к коленной кости не настоящим своим концом, т. е. кость была перевернута.

Туловище состояло из ваты, остатков костей и тряпок, увязанных бинтами. Руки были сделаны также как и ноги, из картона, набитого ватой, но на одной руке оказалась перчатка, а в картоне другой руки — несколько косточек. Все составные части «мощей»: кости, вата, тряпки, картон – были тщательно собраны и сфотографированы.

Нижняя састь гробницы (рака) тоже была вскрыта и в ней оказались… свежие стружки. Монахи стремились помешать вскрытию. Один из них обжег свечою часть «внутренностей» — ваты, которой сгорело около фунта. В городе открытие обмана «отцов духовных» произвело большоe впечатление.

У монастыря образовались громадныe очереди жителей города, спешащих увидеть те тряпки, к которым они прилагались в течении многих лет, и от которых ждали чудес.

И.Ц.И.К.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №30. 8 февраля 1919 г.

Еще о «святых» чучелах.

Редакцией получено следующее письмо:
В 1909 г. я работал на фабрике золотых и серебряных изделий И. Ф. Тараборова (Б. Дворянская ул., с. д). В то время на фабрике делались две гробницы для Ефросиний Полоцкой и Дмитрия Ростовского. Когда была готова гробница Дмитрия Ростовского, весящая 12 пуд. с фунтами чистого серебра, то в это время на фабрику был прислан неизвестно откуда громадный ящик. По окончании дневных работ на фабрике хозяин И. Ф. велел нам прийти поработать вечером в числе 5 человек, которые работали по отделке гробницы, в том числе и я. По приходе вечером на работу хозяин уже открыл упомянутый ящик и, когда мы подошли ближе, то к своему удивлению увидели в ящике гипсовую или на подобие гуттаперчи фигуру, одетую в полное облачение с евангелием и крестом в руках. Лицо и руки белые, черная борода. Полный рост человека. Вся эта фигура наклеена на толстом бархате, плечи стёсаны, чтобы плотно прибегали к бархату. В гробнице сделали решетку, настелили ваты и уложили это чудовище с бородой, края бархата закрыли серебряной рамкой, запаковали в ящик и отослали в Ростов. Там в то время было перенесения этих мощей в Ростов. Это было в июне 1909 года».

Вагоновожатый Ал-к. Ив. Аксенов.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №49. 2 марта 1919 г.

Как производить вскрытие мощей.

По поводу вопроса, возбужденного Тверским губисполкомом о необходимости издании общего циркуляра, регулирующего вскрытие мощей, коллегия народного комиссариата юстиции вынесла следующее решение: «Ввиду установления ил местах вполне организованного порядка вскрытия и поверки мощей применительно к местным условиям (по постановлению съездов, советов, губисполкомов, но всегда в присутствии представителей от служителей культа и врачебного персонала), особого циркуляра по этому поводу не издавать, предоставив инициативу на местах; 2) для устранения возможности использовать в дальнейшем обман с мощами предложить губисполкомам по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, от крытые раки со всем содержимым после описи передать распоряжением губисполкомов для направления в местные музеи, в отделы церковной старины.

Ввиду предполагаемого вскрытия мощей в одном из губернских городов местная ликвидационная комиссия церковных и монастырских имуществ запросила народный комиссариат юстиции по поводу необходимости участия во вскрытии кощей неофициальных представителей.

По этому поводу губернской комиссией 8 отделом были даны следующие разъяснения:

«Вскрытие мощей, производимое в местах по инициативе самих рабочих, необходимо приветствовать, так как во всех случаях, как и следовало ожидать, на поверку оказывается, что никаких «мощей» не существует, и при этом ясно для всех вскрываете многовековой обман служителей культов, а также и спекуляция эксплоататорского класса на религиозных чувствах темной и невежественной массы.   Уклоняться от участия во вскрытии мощей комиссии отнюдь не следует. Наоборот, её участие в этом акте должно гарантировать соблюдение известного такта по отношению к религиозным чувствам сторонников православной религии. Комиссия должна соблюсти, чтобы вскрытие «мощей» было произведено в наиболее благоприятное для этой операции время, отнюдь не во время богослужения и не в дни какого-нибудь особенного скопления в монастыре молющихся. Для участии при акте вскрытия необходимо пригласить представителей по возможности от всех отделов губисполкома, представителей от горисполкомов, от губернского комитета российской коммунистической партии, от рабочих организаций, от волостных совдепов и пр. Кроме того, при вскрытии должны непременно присутствовать врачи, которые и составят за своими подписями особый акт медицинского освидетельствования всего содержимого в раке. Самый процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и проч. содержимого в раке) необходимо поручить представителям духовенства, которые должны быть обязательно привлечены к осмотру «мощей», лучше всего во главе с местными епископами. Под актом осмотра мощей подписи служителей культов крайне важны. Было бы также полезно пригласить на вскрытие «мощей» операторов с кинематографическим аппаратом, и самый процесс вскрытия запечатлеть на особой ленте:

И.Ц.И.К.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №62. 20 марта 1919 г.

Вскрытие мощей в Вельском уезде

3 марта сего года Вельской уездной коммунистической конференцией было решено вскрыть мощи «преподобного Прокопия», находящиеся при одной из церкви Бестужевской вол. Для этого на место выехала комиссия в составе трех врачей и представительства от организаций. Приехавший корреспондент, присутствовавший при вскрытии, рассказывает следующее. Прибыв на место, комиссия предложила местному причту созвать граждан отслужить службу. Собрались прихожане. Обряд богослужения был совершен, а затем было приступлено к вскрытию кощей. По вскрытии оказался высохший труп без носа, без ушей, на месте где должны быть глаза, оказались впадины, туловище частью изъедено червями и похоже на дерево, выточенное червями. Труп, по определению врачей, человека мало развитого сохранился в таком виде благодаря почвенным условиям, где он был когда-то зарыт. Сверху «святой» был накрыт 8-ю пеленами, снизу ватой высшего качества и холстом. Несмотря на давность существования мощей, вид ваты и холста свежий. Труп был закапан воском. Поп, служивший у мощей, признался, что мощи через каждые два года, тайно от всех, обкладывались свежим холстом и ватой. Впечатление от вскрытия мощей на присутствующий произвело колоссальное впечатление, обходившие все углы России на поклонение мощам, ругаются и говорят, что теперь довольно в мощи верить. О молодых говорить не приходится. По освидетельствованию трупа врачами был составлен акт. В свою очередь и духовенство дало свое заключение о мощах, видя что труп подвергался разложению, сказало: «Мощи бывают тленные и нетленные». Дьяк же, махнув рукой сказал: «Ну, теперь в мощи я не верю».

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №63. 21 марта 1919 г.

Черная ложь.
(К вскрытию мощей «угодника Прокопия Праведного»).

Около 300 лет назад, в нашем уезде, в селе Бестужеве, раскинувшемся на гористой живописной местности по берегу быстро катящей свои волны реки Устья, — были открыты «мощи» так называемою Прокопия «праведного» — кстати будет сказано, не имеющего ни роду ни племени, и не оставившего в летописях церкви о себе более или менее подробных сведений, а также и не оставившего ничего того, что могло бы хоть намеком говорить о его жизни и тех деяниях, которые возвели его в степень «угодника» и создали ему такую широкую славу, которая привлекла к себе слепцов земли и которые целых три века тащились к нему чтобы «приложиться» и приложить «лепту» свою.

Из летописей церкви видно лишь одно, что он «угодник» открыт лишь только потому, что будто бы какой-то «женщине» — суть психопатке, если это не лишено истины, приснился и о чем то «просил».

Далее, таким же способом «явился» во сне к какому-то больному и просил, — надо заметить, уже определенно и настойчиво — вырыть его, сделать ему гробницу, помолиться, отчего больной в случае исполнения просьбы — будет «немедленно» «исцелен», — ибо он, Прокопий (до сего времени имя его было покрыто мраком) —есть «святой угодник».

Вот все то, что видно из летописей и это только и послужило к его открытию и возведению в разряд премированных «угодников».

Был сооружен ему кипарисовый гроб, в котором и ныне покоится еще то, чего не успело разрушить время и сравнять с землею.

Более веских и точных, а равно и осмысленных сведений о «праведнике» нет — за исключением разве дюжины-полторы тех «чудес», которые им были «совершены» и которые весьма кругленьким почерком и свежими чернилами записаны в книгу «чудес» и из них последнее относится, кажется, к фабрикации 1914 года и которое тоже построено на сне какой-то больной.

Говорить много об этих «чудесах» не приходится, — ибо они лишены здравого смысла, — полны смешных противоречий и их можно отнести в лучшем случае к банкротству рассудка писавшего их, в обыкновенном случае — к шарлатанству, которое по обыкновению преобладает во всех чудесах и их «исцелениях».
В общем, распространяться много не приходится, так как сам «праведник», а равно и его «чудеса», не выдерживают критики и вся черная ложь — вековая пляска обмана и надувательства больше чем очевидны.

Рушатся вековые устои обмана, трещат покровы по всем швам от ветхости и обнажают долго прятавшуюся ложь.

Целых три века пряталась и здесь ложь, манила к себе со всех сторон земли изуродованных слепцов, которые под гнетом рабства, насилия и горькой доли собственной беспомощности искали «спасение» и «облегчения» в страданиях своих.

Но вот пришли другие люди, но уже не искать спасения, не констатировать «чудес», a констатировать ложь, обнажить ее во всей наготе и показать всем слепым то надувательство, ту реставрацию, которая восстанавливались целыми веками в угоду Богу его сподвижниками-шарлатанами всех рангов.

И вот, 7,марта, в 10 часов утра, перед ракой, в которой покоился «угодник праведный», предстала комиссия из 22 человек, которая была командирована из гор. Вельска для восстановления комиссии. В числе комиссии три врача – т.т. Григорьев, Леонтьевский, Кириков и фельдшер т. Цыпняков, представители партии, исполкома и духовенства.

Церковь переполнена гражданами, в присутствии которых комиссия приступила к наружному осмотру серебряной раки, кстати будет сказано, имеющей чистого веса серебра 5 пуд. 10 фунтов.

По предложению комиссии, духовенством была поднята крышка раки.
Осмотром обнаружено, что рака имеет два дна.
Между верхним и нижним дном пустое пространство около 6 вершков. Для чего оно устроено, духовенство ответило — «незнанием»…
Нетрудно догадаться, что за этим «незнанием» кроются чисто атмосферические соображения, чтобы таким образом создать благоприятные условия для содержимого, т.е. покоящегося «угодника».

Рядом с ракой стоит заранее приготовленный стол, на который и извлекается деревянная гробница с «мощами». Из последней резко бросаются в глаза клочки белой ваты.

Гробница плотно закрыта бархатном покрывалом. Последнее снимается, далее тот же фокус. Снимается целых восемь таких покрывал, т.е. так называемых «воздухов», — все они шиты золотом и серебром. По снятии «воздухов» — видны тонкие кружева тюля и толстый слой ваты, из которой, можно предположить, были попытки сотворить что то вроде контура человека.

По снятии целой серии тюля, видна красная холстина простой ткани, в которую и завернуты  с  ногами и головою «мощи».

В области груди, холстина прорезана кружочком, тоже было и в предыдущих покрывалах, в это отверстие и виднеется почерневшей тюль и темное пятно, — к последнему прикладывались верующие.

Но вот, разматывается последняя холстина. Окружающие, среди которых немало тех, которые не однажды прикладывались к «угоднику», трепещут от любопытства, многие забрались на хоры, чтобы  скорее увидеть и узнать.

Развернули и «угодник» взглянул на всех зияющими дырами глаз.

Оскалена крупная челюсть, совершенно голый череп, ни единого волоса. Нос, уши, губы, пальцы ног отсутствуют, во многих местах обнажены засохшие кости и сухожилье.

В области живота несколько прогнивших дыр, на боку одна дыра достигает 4 вершка в поперечнике, все плечи разрушены и представляют из себя засохший скелет. Самая обыкновенная и плохо сохранившаяся мумия.

Когда «мощи» были повернуты на бок, то из отверстий посыпалась труха, разный перегнивший материал и по-видимому истлевшие внутренности, — даже каким-то «чудом» попала сюда измятая солома и много песку.

При осмотре тела, врачи обнаружили массу мясного червя в мягких местах под засохшей кожей.

Те места, на которые сохранилась засохшая кожа имеют темно-бурый цвет и пергаментную упругость. Производит впечатление закопченного сига — вызывают брезгливое состояние.

Несмотря на то, что тело совершенно мумифицировалось, т.е. высохло — под кожей в мягких частях его обнаружен сплошной мясной червь и бесчисленное множество личинок, которые высохли вместе с телом, предварительно источив его и утилизировав питательные соки.

В общем, «нетление» поддалось самому обыкновенному тлению и разложению при помощи разновидностей.

Из заключения врачей видно, что тело «угодника» разрушилось и поддавалось гниению, как всякое тело, но попавши в благоприятные условия почвы, мумифицировалось [и] засохло.
А это самое естественное явление.
Есть основание еще предполагать, что «угодник» обыкновенный утопленник, который был заилен водою в почву речного дна, которое высосало из него соки, способствовало его высыханию.

Вот и все то, что в покровах своих хранило 300 лет «загадку» и высасывало соки из живых, но искалеченных людей.

В заключение не лишне будет сказать, что присутствовавшее при вскрытии население было настолько поражено картиной разоблаченного шарлатанства, что и выразить не берусь.
Многие старухи, заглянувши в зияющие дыры остова «угодника» и увидевши червей, быстро уходили без оглядки.
Был слышен шёпот — «а молились, прикладывались»…

Остов «угодника» фотографирован и фотографии будут распространены ло всему уезду.
В заключение скажу, что «угодника» необходимо убрать возможно скорее, чтобы он не мог быть пущен на новую реставрацию новых «чудес» и раз навсегда дать понять реставраторам, что если они хоть заикнутся о «чудесах», то «да присохнет язык их к гортани их».

А.Вергановский.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №64. 22 марта 1919 г

О мощах «праведного» Прокопия Устьянского

Мне пришлось как врачу участвовать в комиссии при вскрытии и исследовании мощей праведного Прокопия из Бестужевской волости.

Судя по документам, находящимся в церкви, очень скудным к тому же в летописи и книге чудес видно, что жизнь Прокопав неизвестна, самое имя его получилось каким-то образом через сон одного из верующих. Петр Великий когда-то наложил резолюцию на ходатайство провозгласить его святым, «что рано еще». Потом один архиепископ (не помню его имя) на ходатайство о канонизации Прокопия, ответил священнику, приславшему ему описание 4-х чудес, чтобы тот не лез с такой мелочью, а если есть чудеса, пусть записывают в книгу.

Таким образом само духовное ведомство в липе своих высших представителей сомневалось в святости праведного Прокопия. Книга чудес содержит в себе наивные случаи исцелений каких-то богомолок старушек, шляющихся по монастырям, ремеслом которых является показывать все эти «исцеления чудесные», на себе, или это просто случаи припад-«падучей».

Подробно эти чудеса (их всего сорок четыре, и с 1914 года не было ни одного чуда) будут исследованы в Вельске с медицинской точки зрения Особой комиссией врачей, так как исследовать на месте не было времени и комиссией, в составе которой кроме представителей гражданкой власти, было четыре священника из разных волостей и представители медицины, три врача и заведующий отделом здравоохранения, свидетельствовали тело Прокопия, которое в последний раз, было освидетельствовано сто лет тому назад — в августе 1818 года.

При нынешнем осмотре, который был произведен в присутствии народа (было 300 чел.) и каменной церкви введению Воркожской. По вынутии гроба из раки, снятии всяких дорогих, шитых золотом по шелку воздухов и покрывал, под двухвершковым слоем ваты оказалось человеческое тело, у которого многих мягких частей не хватало. Отсутствовали: нос, губы, левое ухо, 2/3 правого уха и большие недостатки тканей в левом плече, на правом бедре, почти вся масса тела сгнила, а также вся поясница и нет пальцев у левой стопы и только два пальца на правой стопе.

Во всех этих разрушенных частях много набито засохших оболочек куколок от мясных мух. Ясно, что мясные мухи могли отложить яички только когда тело гнило и когда оно было на воздухе.

Но с другой стороны, действительно, все-таки многое в трупе осталось в целости: кости целы, так что когда вынимали их из гроба, тело не рассыпалось, на всей левой ноге сохранилась кожа, мышцы, кожа сохранилась частью на голове, груди, животе, правой кисти.

Но все это так неузнаваемо: кожа суха, в складках, присохла к костям, плотностью как пергаментная бумага, при надавливании трескается, продавливается. Внутренности в виде сухих листиков в несколько слоев присохли к передней брюшной стенке. В медицине такие случаи сохранности трупа известны, хотя и редки, например, египетские мумии древних фараонов или в далекой Сибири трупы якутских шаманов (жрецов), которые сохранялись сотни и тысячи лег. Дело в том, что, если тело человеческое похоронить в почве сухой, например, песчаной, известковой или другой подобной, которая жадно поглощает влагу, тело начинает терять влажность, все жидкие части испаряются, вытекают вместе с составными частями тела, тело начинает спадаться, кожа сморщиваться в складки, мышцы и проч. члена ссыхаются, тело становится легче и весит иногда одну пятую часть прежнего веса. Так случилось и с телом «праведного» Прокопия. Как видно и из летописи, тело его приплыло откуда-то и было похоронено на горе. Ясно, что тело Прокопия, которое мы видели в Бестужеве на столе в церкви, сначала подверглось самому обыкновенному гниению, на что указывают недостающие части у трупа и масса куколок от мух, а потом труп попал в другие условия, благоприятные, как я указывал выше и стал высыхать и превращался в мумию. В древности люди строили себе богов, верили им и поклонялись, приносили жертвы истуканам, а также и сейчас, сознательные массы верят в ложную святость мощей и их нетленности.

Но вы, сознательные товарищи крестьяне, должны понять, что мощи вообще ерунда, самообман; а тут еще кроме того, даже с церковной точки зрения, с Прокопием не все благополучно… ибо его тело подверглось гниению, а значит, оно нетленно.

А потому вам, товарищи сознательные, признанным к серьезному делу строительства государственной жизни, нужно малосознательных товарищей от этого предостерегать и разъяснять, что такое мощи и в чем их святость.

Примечание.  Необходимо везде последовать примеру тов. коммунистов Вельского у. и всюду разоблачать поповские обманы темной массы, верующей в святость мощей.
Врач Григорьев.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №72. 1 апреля 1919 г.

Шенкурский уезд
К раскрытию мощей

На заседании Шенкурского уездного исполкома обсуждался вопрос относительно раскрытия мощей Варлаама Важского. Этот вопрос был выдвинуты коллективом 1-го Северо-Двинского партизанского отряда. В целях разоблачения нетленности мощей постановлено обслдовать и мощи Варлаама Важского, находящиеся в Смотроковской вол., для чего и выделена особая комиссия в составе представителя от исполкома, комитета р. к. а., санитарного управления и др. Что выяснит обследование — покажет недалекое будущее. Во всяком случае можно полагать, что и здесь выявится наружу что было и с мощами Прокопия Устьянского.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №75. 4 апреля 1919 г.

НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ.

В числе средств особенно излюбленных господствующими классами для того, чтобы держать народ в темноте и невежестве и этим обеспечить его покорность, безропотность и повиновение, всегда была религия. А у служителей религии одним из лучших, одним из самых надежных средств для поддержания темноты и суеверия, а равно и для обдирания верующих били, так называемые «нетленные», «чудотворные» мощи.

«Нетленными мощами», как показывает самое название, называется неиспортившиеся, неразложившиеся, неистлевшее тело человека. Кости вообще очень медленно подвергаются разрушению. Они очень долгое время могут пролежать даже в земле. При раскопках находят часто кости людей и животных, пролежавшие в земле не одно столетие. И тем не менее никому не приходит в голову видеть в этом какое-то чудо, а костяные остатки какого-нибудь мамонта назвать «нетленными мощами». Нетленными мощами можно назвать только такие остатки человека, в которых сохранилось то, что должно было быстро истлеть, т.-е, тело его.

«Мощи» были во времена самодержавия таким  доходным предметом, что каждый монастырь, даже самый завалящий, старался завести у себя какие-нибудь нетленные мощи.

За последнее время было произведено вскрытие и освидетельствование многих таких мощей. Результаты всегда получались одни и те же. Вместо нетленного тела «святого» находят кое-какие кости (между ними находились иногда и лошадиные), вата, кирпичи, женские чулки и т. п.

17-го марта происходило вскрытие мощей Саввы Сторожевского, находящихся в Звенигородском монастыре. Вскрытие происходило в присутствие представителей от уездного совета, духовенства и представителей населения. Результаты вскрытие были занесены в протокол, подписанный врачом и присутствовавшими. «Мощи» были сфотографированы.

Передо мной лежит эта фотографии и копия протокола. Из нее видно, что и мощи Савеи Зненигородского оказались не лучше и не хуже других. Найдена была, как выражается протокол, «кукла» из ваты. Когда «куклy» распороли, в ней не нашлось никаких остатков «нетленного тела». Найдены были всего 33 кости, да и те сильно разрушившиеся. Некоторые кости настолько потеряли свою форму, что врач не мог определить, что это за кости. Другие были пареломлены (напр. нижняя челюсть, локтевая кость). Многих костей совсем не было. Не нашлось напр., костей таза, одного бедра, половины ключицы и большинства ребер.

Но за то среди «мощей» оказались две денежные марки: одна в 20 коп., а другая в 10 коп. Денежные марки готовились только во время войны. Это показывает, что для монахов отсутствие «грошей» и наличность вместо них ватной «куклы» совсем не были тайной. Они время от времени зачем-то вскрывали мощи и во время одного из таких вскрытий обронили там пару марок.

Еще одна разрушенная легенда. Еще одни развенчанные мощи. Но как много и марок из серебра и золота помогла эта нетленная ватная кукла перекачать из карманов верующих в карманы монахов. За долгие годы кукла сделала свое дело.

Я. Мещеряков.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №76. 5 апреля 1919 г.

Попы и кости.

Патриарх Тихон в «доверительном» послании к епархиальным архиереям от 17 февраля дает руководящие указания, какую позицию надлежит занять духовенству в связи с громким скандалом разоблаченных мощей.

Оказывается, по авторитетному разъяснению главы православной церкви, никакого скандала и нет: нет ленные тела — это, дескать, одно,— «останки святых угодников Божиих сохранившиеся в виде костей, не облеченных плотью», — совсем другое. Однако «по примеру и завету» греческой и восточной церквей и кости подобает «прославлять благоговейным почитанием»…

Какова должна быть форма этого прославления, об этом «смиренный» Тихон дипломатично умалчивает, Ограничиваясь констатированием факта: «усердие верующих соорудило и для таковых честных мощей драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела»… И все это было, по словам патриарха, «лишь благочестивым народным обычаем».

Виноват во всем, стало быть, сам глупый народ, — слишком перестаравшийся в своем усердии? Можно подумать, что святейший патриарх едва-едва удерживает готовую сорваться с его благочестивейших уст поговорку
Заставь, мол, дурака Богу молиться, — он лоб расшибет!

И вот начнут теперь попы в своих проповедях и разъяснениях разводить на эту тему соответствующие бобы.

Но как ни темна верующая масса, она не забудет, что именно не другой кто, как сами позы, монахи, архиереи — все духовенство в целом — укрепляли народ в его искренней уверенности, что под покрывалом, наброшенным поверх мощей, отнюдь не невинная «оправа, иногда по подобию человеческого тела», а само сущее «нетленное тело»…

Конечно, и «нетление» мощей — чепуха, — но уж костям-то «благочестивый народный обычай» покланяться отказался бы, — как отказывается он и сейчас.
Да что народ — его дело темное, неправда будто какие-то «заветы» освящают почитание костей… Уж кому как архиереям не знать назубок все «заветы», а между тем, когда понадобилось «по соображению высшей политики, Николаю II открыть новые мощи — Серафима Саровского, и в его гробу нашли только ногти, Тамбовский епископ отказался признать находку за мощи и заявил с непривычным для архиерея непослушанием:
– Окромя трухи я ничего не видал.

Как видно, и для пароля и для князей церкви кости хотя бы и больших угодников, были всегда не более, как «трухой»… И то, что эта «труха» располагается, как выспренне выражается послание, «в подобающих облачениях», никакой «святости» им еще не придает.

Подобающее облачение? Это — картон, вата, тряпье, гвозди, кирпичи, женские башмаки в мужской раке?

Да святой владыко, — был с вашей стороны превеликий обман. Народ темен, это верно, — но народ не знал что вы подсовываете ему кости.

А вы знали, — как это явствует из вашего послания.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №84. 16 апреля 1919 г.
Из телеграмм известно, что 11 апреля у «Троицы Сергия» вскрыта гробница знаменитейшего из русских святых — Сергия Радонежского, «преподобного Сергия».
Как и все подобные вскрытия, и эта рака была обследована не только с присутствии властей, но и монастырского духовенства, а также массы верующих. Присутствие последних особенно важно было потому, что «мощи» покоились в открытом гробу, покрывающая пелена обрисовывала что-то вроде человеческой фигуры, в пелене прорезана небольшая дыра, обозначавшая «что-то», что должно было обозначать руку угодника, — и к этому «чему-то» прикладывались благоговейные уста миллионов простецов.

Целые столетия монахи и духовенство всей России определенно утверждали, что они обладают «нетленными мощами» (не костями). Но если эти «нетленные мощи» попали в случай и сделались всероссийской знаменитостью, то лишь благодаря тому, что в свое время Сергий Радонежский, в эпоху так называемого «собирания Руси» московскими князьями избрал очень удачную политическую ориентацию: он был верным и покорным слугой нарождающегося московского самодержавия, которое и обделывало, пользуясь репутацией известного отшельника, свои прозаические делишки.

Благодарные великие князья московские, а впоследствии цари создали и поддерживали выгодную для них легенду о Сергии Радонежском, как «Символе национального единении России». Вот почему такой «вздутой» оказалась слава этого несомненно благочестивого человека, каких всегда сколько угодно было в древней Руси.

А для монахов, пристроившихся у могилы «преподобного Сергия», эта легенда сделалась настоящей курицей, несущей золотые яйца: миллионы простаков, привлекаемые систематической и умело поставленной рекламой, несли и несли к ногам «нетленных мощей» миллионы и миллионы трудовых копеек. Из миллионов копеек сделались миллионы рублей, — и к нашим временам малый монастырек Сергия Радонежского, где он служил обедню в самотканной холщевой ризе и причащался из простой деревянной чашки, превратился в богатейшую в России лавру, владеющую сотнями тысяч капитала, тысячами десятин земли и… состоящую из не одной сотни самых отчаянных лодырей и развратнейших монахов.

Незадолго, до «вскрытия» депутация Сергиево-посадского духовенства явилась к т. Ленину с заявлением, что опасаются, как бы вскрытие не вызвало «народного волнения», они просили Ленина повлиять на местный совдеп, чтобы он отменил свое постановление о вскрытии.

— Ну,— говорили они, —у Митрофания Воронежского, Тихона Задонского — там еще мог быть обман… Но преподобный  Сергии — такой известный угодник…

— Совершенно верно, — возразил им т. Ленин, — конечно, всеми почитаемый — и т. д.. Так тем более вам нечего бояться… Уж если кому чего опасаться, так вашему совдепу; я вдруг он оскандалится?.. Нет, нет, не бойтесь…

И вот вскрыли и нашли изъеденные молью тряпки, вата, полуразложившиеся человеческие кости, массу мертвой моли, бабочек, личинок и волосную труху.

Впечатление на присутствовавший народ было тем боле сильное, что архимандрит Кронид, наместник лавры, тут же всенародно заявил, что таких результатов вскрытия он не ожидал, типа раскрытия этого еще одного Всероссийского обмана тёмных людей. (Роста).

В. Иванчиков

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №89. 24 апреля 1919 г.

Протокол вскрытия мощей Сергия Радонежского (11 апр. 1919 г.)

Присутствуют: Президиум и все члены Сергиевского исполкома; делегат наркома юстиции М. В. Галкин, представитель губисполкома М.Семенов; представитель наркома здравоохранения Ловягин; представители партии коммунистов Сергиевского района: Казакевич, Родин, Золотов; члены технической комиссии по вскрытию мощей: Шатагин, Цимбаревич; представители волостей Рогачевской, Софринской, Хотьковской и др., представители уездов: Дмитровского и Александровского; врачи: доктор медицина Ю. А. Гвоздинский и доктор П. П. Попов; представители: красной армии, верующих, члены професс. союз и пр., и пр.; от духовенства: наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятель Вифанского монастыря и Черниговского иеродиакон .Сергий Большаков; иеромонах Иофан, благочинный Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Апполось и монахи лавры.

В 20 часов 50 мин. председатель Сергиевского исполкома г. Ванханен предлагает духовенству приступить к вскрытию. Иеромонах Иона приступает к вскрытию. Снимает покровы: зеленый, голубой, черный, темно-синий, малый покров черный бархатный — с головы, в ногах черная лента — пояс с кистями. Все это кладется им в ноги на раке. Покрывала все шитые золотом, серебром, с крестами. Видны контуры, напоминающие человеческое тело, накрест перевитое на высоте груди и у колен узкой синей лентой. Иеромонах Иона вынимает вместе с игуменом Ананием фигуру. С головы снимают; черный мешок, вышитый крестами, снимают покров. Разматывают желтую ленту, которая обнаружена под этим  покровом. Фигура в голубом, голова в
черном. С головы снимают шапочку, с шеи бинт фиолетовый, затем голубой. Разрывает иеромонах Иона швы у ног, распарывает ножницами парчевый голубой мешок. Вынув сбоку вату, распарывает швы, фигура становится плоской — толщиной четыре пальца, снимает распоротый голубой мешок, под которым обнаруживается полуистлевшая ткань серо-коричневого цвета. Снизу дубок. По снятии шапочки с головы, виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа справа виден первый шейный позвонок. Длина фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань… Нижняя челюсть отделилась, в ней семь зубов. Слева черепа лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все изъедено молью. Видны рыжего цвета волосы, ременный пояс, поднимается пыль.

Все было перевязано крест-накрест ремнем в виде веревочки, толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежит слой истлевшей одежды.

Настоящий протокол читается товарищем Шатагиным всем присутствующим. Возражений нет.

Секретарь, член Сергиевскою исполкома Шатагин,
Следуют подписи всех поименованных присутствующих. Более 53 подписей.
С подлинным верно. Секретарь Сергиево-посадского исполкома (подпись, 12 апреля 1919 года).

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №89. 24 апреля 1919 г.

Кто кощунствует

Ответ председателя губисполкома вологодскому епископу

Управление Тотемского Спасо-Суморин[ского] монастыря обратило[сь] к Baм с рапортом по поводу вскрытия мощей преподобного Феодосия, в котором просит Вас войти с ходатайством в подлежащее учреждение о разрешении прекратить «выставление на всенародное глумление св. мощей преподобного Феодосия, и иметь возможность положить их с подобающим достоинством в прежний гроб и поместить в раку». Вы просите поэтому срочного распоряжения моего о немедленном «прекращении необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое, по Вашему мнению, может вызвать великое смущение среди православного населения».

Я должен прежде всего указать Вам, что как при самом акте вскрытия мошей преподобного Феодосия, так и в последующем оставлении мощей под стеклянным футляром, не было допущено абсолютно ничего кощунственного, за что надлежало бы привлечь местную уездную власть к ответственности.

Вскрытие было произведено на законном основании и с соблюдением всех гарантий для объективного констатирования состояния мощей преподобного Феодосия. Как явствует из акта вскрытия, опубликованного №2 газеты «Красный Север», оффициального органа Губернского Исполнительного Комитета, вскрытие было произведено согласно пожелания уездного земельного съезда, на котором было представлено местное крестьянство. На вскрытии участвовали представители местного исполнительного комитета, отдела народного просвещения, партии коммунистов, представителей земельного съезда и представителей местного городского духовенства священники Алешинцев В. И., Патрушев Н. И. Вскрытие констатировало, что останки преподобного Феодосия вовсе не представляют из себя нетленных мощей, за каковые выдает их церковь, а обыкновенные бренные останки человеческого тела, которые разумеется никому и в голову не пришло бы вскрывать, если бы духовенство не сотворило из этих останков кумира для верующих, вводя таким образом [нзрб.] проповедник правды и всечеловеческой любви, пророчески предвидя это говорил; горе тому, кто соблазнит  единого из малых сих. Врачебный осмотр мощей констатировал, что остов преподобного Феодосия совершенно высох, подвергся значительному тлению, состоит из костей, покрытых высохшими частями, в настоящее время превратившимися в ломкую крошковатую массу, превращающуюся при растирании между пальцами в порошок, а плечи, голени и ступни совершенно уже истлели, остались одни только кости.

Разве это похоже на нетленные мощи? Разве не великое смущение для населения и не грубое надругательство над чувствами верующих, для которых бренные останки давно умершего человека выдаются за нетленные мощи? Разве, наконец, это не кощунство и над самими останками?

Он заплакал бы, великий сын бедного плотника, кровавыми слезами ибо ведь не надругаться он пришел над человеком, а освободить его.

А что сделала церковь из его учения? Она обратила революционное учение наивномудрого плотника на службу богатым и сытым мира сего, она сделала его предметом беззастенчивой эксплуатации народных масс и средством для обмана.
По православным обычаям, пишите вы, раскрытие и обнажение смертных останков даже простого человека, не пользующегося никаким почитанием среди народных масс, считается тяжелым поруганием усопшего.

Совершенно верно. Ни одному русскому человеку и в голову не приходит вскрывать и обнажать останки простых умерших людей, ибо всякий знает естественную судьбу этих останков. Земля есть, в землю отшедеши, говорит здравый человеческий разум. Но ведь останки Феодосия духовенство объявило нетленными вопреки всем естественным законам и здравому рассудку. Вскрытие обнаружило, что духовенство насмеялось над законами природы, объявив тленное нетленным.

Кто же надругался кощунственно над бренными останками преподобного Феодосии? Не церковь ли, прах объявившая нетлением, не духовенство ли, в великое заблуждение повергнувши верующих?

Обнажением тленного положен ко[нзрб.] каждый посмотрит в глаза действительности и пусть видит истину. Нет выше истины открываемой человеку законами природы.

М.Ветошкин.

Красный север. №6. 8 мая 1919 г.

О мощах и чудесах.

Письмо епископа Александра Председателю губерн. исполнит. комитета  М. К. ВЕТОШКИНУ.

Очень рад, что своим ответным письмам от 6 сего мая за № 1700 на мое к вам обращение с просьбою о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы вы даете мне повод изложить истинный взгляд церкви на св. мощи.

Наша православная церковь никогда не смотрела на мощи св. угодников Божиих, как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно с словом Божиим, но которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления (деян. 13, 34-37), все же люди в силу определения Божия: «земля еси, и в землю от идеши», должны подвергаться и подвергаются тлению. Это — истина, выражаясь словами вашими, «открываемая человеку законами природы».

Но есть «люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, т. е совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела» (Голубинский Б. Е., проф. Историко-канонизации святых» в русской церкви, изд. второе 1903 г., стр. 297). Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда церкви. Церковь же под мощами разу[м]еет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотию), или в виде одних костей без тела.

Целость всего тела в мощах не требуется и самым существом дела. Тела умерших людей могут долговременно не предаваться тлению вследствие каких-либо благоприятствующих сему климатических и других местных условий и это не относит к действиям благодати Божией и не означает какого-либо нравственного достоинства того умершего человека, тело которого не истлевает. Сила благодати Божией познается тогда, когда тление, по закону правды Божией и по общему закону окружающей нас природы, уже воздействовало в теле почившего угодника Божия, но остановлено высшею, божественною силою и оставшиеся нетленные части тела или только одни кости его не только пребывают в целости, но источают исцеления. Это остановившееся тление в смертных останках снятых, с источением от них чудес и исцелений и служит для верующих основанием и побуждением к благоговейному чествованию их.

Обращаясь теперь к останкам преподобного Феодосия Тотемского, считаю долгом сообщить, что в 1796 году, при открытии мощей преподобного, тщательного освидетельствования их, подобного нынешнему из благоговейного почитания, конечно, не было, но из церемониала обследования мощей, составленного в общих выражениях о состоянии мощей и не весьма грамотно, все же усматривается, что на ногах преподобного «от колен до глезны тела не было», а были лишь одни кости, как значится и в акте вскрытия мощей от 17 апреля сего 1919 года, на правой руке не было первого сустава указа тельного пальца. Затем в церемониалe упоминается о благоухании каждого члена и каждой кости» (Голубинскнй К., про. История канонизации святых в русской церкви, изд. 2-е, стр. 489). При обследовании мощей, — должно заметить, — кроме духовенства присутствовали, как значится в церемониале, «благородные купцы и мещане». Итак, как изволите видеть, останки преподобного Феодосия не были выдаваемы за совершенно нетленное тело, и духовенство здесь не надсмеялось над законами природы, объявив тленное нетленным, но благоговейно почитало и почитает их со всеми верующими, а те чудеса и исцеления, которые во множестве совершались и совершаются от этих останков и по вере и теплой молитве пред ними.

В виду того, что свой ответ на мое к вам обращение вы нашли уместным н нужным опубликовать в печати, с своей стороны просил бы во имя правды принять зависевшие от вас меры к опубликованию настоящего моего письма.

Епископ Александр.

Oтвет председателя епископу.
В свою очередь очень рад. что вы письмом вашим, выше напечатанным, с некоторыми сокращениями в виду ограниченности места в газете, даете мне возможность еще раз высказаться по этому вопросу, на котором так долго и так жестоко дурачили простой темный народ.

Вы утверждаете, ссылаясь на такие авторитеты, как блаженный Иероним, Иоанн 3латоуст, Зиновий Стенский, Захарий Копыстенский и др., что православная церковь никогда не смотрела на мощи угодников как на целые нетленные тела, что церковь под ношами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел или одних костей без тела.

Но позвольте с вами условиться, что такое церковь, мнение которой вы мне излагаете?

По вашему же православному учению церковь ни есть ни вы, ни те блаженные и преподобные в отдельности взятые, на мнение которых вы ссылаетесь. Церковь есть собрание верующих, а у нас в России это прежде всего верующее крестьянство, составляющее подавляющие большинство среди верующих.

Можете ли вы утверждать, что если вы, начитанный в церковных книгах человек, думаете о мощах, что это только некоторые останки тела, главным образом костей, то также думают об этом и все крестьяне, которые ни проф. Голубинского не читали, ни Синксарист Никодима, ни и новый Лимонар, не знают, что об этом говорил когда-то Зиновий Отенский, Захарий Копыстенскнй. Конечно, вы не можете говорить за всех русских крестьян, которые верят в бога, в мощи, и всякие чудеса. А между тем ведь именно наши крестьяне составляют большинство «собрания верующих», т. е. церковь.

Я ни на  минуту  не  сомневаюсь, что те лица, на которых вы ссылаетесь, думали о мощах  именно  так, как вы пишите. Но это вовсе не значит, что так именно понимает мощи и церковь (собрание всех верующих). Больше того, вы  не  можете даже сказать, что так думают  о мощах все ваши священники, которые тоже очень часто, имея   ревность, говоря словами профессора Голубинского, не по разуму утверждают,  что мощи святых суть нетленные целые тела.

Большинство подавляющее верующих (т. е. прежде всего крестьян) понимает мощи именно как нетленные тела, а не останки костей. В кости никто бы не стал верить, ибо их сколько угодно. Вы ни одну самую наивную деревенскую бабу не убедите, чтобы она поклонилась костям и «дала от них «чуда». Никто кости мощами не называет. Напрасно вы призываете на помощь филологию. Кости так кости, зачем их называть «мощами», когда все привыкли называть костями. Спросите любого верующего, но не мудрствующего и лукаво по какому-нибудь Синаксаристу, крестьянина, можно ли кости одни, обложенные в изобилии ватой да посыпанные опилками, называть «мощами». Он вам скажет нет. Это вам скажут все верующие, но не лукавствующие простые люди. Так верит церковь, т. е собрание верующих и эту веру поддерживают священники и монахи, которым эта вера выгодна, потому что верующие валят толпами на поклонение к мощам и несут свои трудовые лепты.

Вам отлично известно, какие колоссальные богатства составлялись из этих лепт у монастырей. Самые богатые монастыри — это монастыри с «мощами». Доходами монастырей кормились монахи, распутная жизнь которых стаза притчей во языцех, но этих доходов перепадало и архиереям Эго ведь все не секрет и тут шила в мешке не утаишь.

Вы пишите дальше, что останки преподобного Феодосия Тотемского не были выдаваемы за совершенно нетленное тело, т. к. в акте открытия мощей в 1796 г. значится, что «от колен по глезны тела не было».

В акте-то значится, да народу это осталось неизвестно. При открытии мощей в 1796 г., как значится в том же акте, присутствовали кроме духовенства, «благородные (т. е. дворяне), купцы и мещане».

Этих господ «благородных» и купцов мы хорошо знаем, им была выгодна темнота народа, ибо они жили этой темнотой сотни лет, они ее лелеяли, крепко оберегали с помощи полиции и жандармов.

Советская власть, вскрывая мощи, приглашает присутствовать при этом не «благородных» и купцов, а самих верующих крестьян. Пусть простые верующие люди своими глазами видят и убедятся в том, что такое мощи, не полагаясь на духовенство, «благородных» и купцов.

Скажите, что в этом худого? Между тем, когда мощи пр. Феодосия были вскрыты в присутствии представителей уездного крестьянства, но без «благородных» и купечества, то это не понравилось духовенству, а Вы пишете, что это сделано «в удовлетворение праздного любопытства толпы».

Что касается чудес, о которых Вы пишете, что они «во множестве совершались и совершаются от этих мощей по вере и теплой молитве перед ними», то я хотел бы просить чудеса эти оставить на Вашей совести.

Совершались эти чудеса только во тьме. А теперь, когда в темное царство монастырских списков и святительских рак проникают лучи света, чудес никаких не совершается. А что случается с отдельными кликушами, больными и юродивыми, современная наука отлично объясняет сама. Она творит неизмеримо больше чудес техники и знания.

Красный север. №23. 28 мая 1919 г.

Письма священников Патриарху Тихону.

В Сызранских «Известиях» напечатано открытое письмо священников патриарху Тихону: «Последнее месяцы в прессе, даже в официальном ответе товарища Чичерина Римскому папе, православная церковь, представителем которой вы состоите, обвиняется в сознательном подлоге и обмане с корыстной целью верующего народа, вскрывающего раки святых. Оказывается вместо нетленных мощей там находятся обыкновенные человеческие кости. Мы, низшее духовенство, всегда водимые высшими церковными властями, не имеем возможности дать исчерпывающий ответ на предъявляемые нам вопросы по поводу мощей, поэтому мы обращаемся к вам с просьбой ответить духовенству и через него всему народу ясно и определенно: есть, ли тела святых сверхъестественной силой сохранившиеся нетленными и каких именно. Ясли таковые есть, то допустить ученых-натуралистов анализировать их, в противном случае вам и всем иерархам придется прочесть всенародно «Помилуй мя Боже» и сознаться в своем обмане и снять с нас незаслуженные обвинения» (Роста).

Красный север. №32. 8 июня 1919 г.

Источник

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.