Кто такие масоны?

28.11.2012 в История, Культура, Образование, Общество, Политика
Просмотров: 1 126
ОднаКнопка

Что мы знаем о лисе? Ничего. И то – не все. Борис Заходер

«”Масоны, масоны!” – кричали детишки», – помнится, есть такие строки у поэта-концептуалиста Дмитрия Пригова. В этих строках и зарыта вся правда об отношении в нашем обществе к масонам, самым загадочным персонажам истории Нового времени.

Так получается, что мы черпаем наши знания о мировой истории из школьного курса. Как приятно узнать, что на самом деле все было совсем по-другому. Типа,масоны были хорошие, а на самом деле – плохие. Но загадка масонов заключается уже в том, что про них никогда ничего в школе не говорилось. А о чем в школе не говорилось, о том поговорить очень хочется.

Мало того, в самом слове «масоны» уже заложена бомба. И для того чтобы говорить о масонах, эту бомбу необходимо обезвредить.

Когда ты начинаешь в мало-мальски образованном кругу использовать масонское влияние для объяснения каких-либо исторических событий, на тебя начинают смотреть как на помешанного. И после того как образованные люди начинают восклицать: «Ты еще о жидомасонах поговори!» – не пытаясь хоть как-то серьезно отнестись к тому, что обсуждалось, сразу становится ясно: бомба у них в мозгах уже взорвалась, и говорить дальше не о чем.

То же самое происходит, когда ты попадаешь в круг людей, которые все события мировой истории объясняют кознями «жидомасонов». Увы, после нескольких минут беседы опять становится очевидно, что бомба взорвалась, мозги расплавились…

В нашем обществе почему-то разрешено говорить о масонах только детям, неважно, сколько им лет: 15, 45 или 60. Трезвые суждения о масонстве всячески нейтрализуются, приветствуются только эти две крайности.

Есть, правда, и так называемый «научно-объективный» подход, давно уже победивший в официальной печати Запада и медленно прививающийся у нас. Возьмем, к примеру, самый капитальный научный справочник по теме: «Русское масонство. 1731–2000» под редакцией Андрея Ивановича Серкова. Этим увесистым энциклопедическим словарем на 1200 страниц, составленным лишь на основании открытых источников, можно зашибить человека. Более десяти тысяч имен. И не только декабристы и прочие революционеры, вплоть до членов Временного правительства 1917 года, но и жандармы, и некоторые императоры, а рядом Суворов, Кутузов, Пушкин…

Влияли ли все эти люди на ход русской истории? Разумеется.

Было ли это влияние «масонским»? А вот тут автор нам ничего не отвечает. «Я, – говорит, – политикой не занимаюсь, только систематизирую». И вообще, масонство подает себя как «движение, направленное исключительно на духовное самосовершенствование человека и развитие человечества».

Зачем же все они туда записались? Зачем уже с конца XVIII века масонские ложи открываются не только в столичных городах, но и в Архангельске, Симбирске, Житомире? А уж в XIX веке они есть почти в каждом уездном городишке. Недавно в Живом журнале появился литературный разбор: встреча чиновников у городничего из «Ревизора» описывается как экстренное заседание масонской ложи. Шутка, конечно, но как почитаешь в справочнике Серкова фамилии (а главное, должности!) членов какой-нибудь «ложи Северной звезды» из Вологды или «ложи Восточного светила» из Томска, так поневоле задумаешься: каким таким самосовершенствованием они там занимались?

Хотя, с другой стороны, если все члены всех этих лож действительно были иностранными агентами или членами какого-то единого «масонского заговора», направленного на уничтожение России, чего они столько лет ждали? Почему не устроили революцию сразу после убийства императора Павла I (который, правда, тоже записан в справочник) или не помогли декабристам?

Энциклопедический справочник не дает нам никакого ответа на подобные вопросы. Только бесстрастно перечисляет фамилии. Спасибо и на этом. По крайней мере, он не отрицает того, что масоны в нашей истории существуют.

Но что же они все-таки в ней делают? Если нельзя добиться прямого ответа, попробуем рассуждать по аналогии.

Вы когда-нибудь были в ночном клубе? В этих, в общем-то, довольно унылых заведениях по причине актуальности за последние двадцать лет перебывала почти вся молодежь России. При этом завсегдатаями ночной жизни из миллионов заглянувших стали только десятки. Но если бы кому-то пришло в голову переписать всех посетителей во всех городах за все годы, какая бы убойная вышла статистика!

А ведь для дворянской молодежи конца XVIII – начала XIX столетий ложи были чем-то вроде актуальной тусовки. Стыдно было не «засветиться». Да и любопытно, конечно же. А на следующий день «тусовка» уже сменялась новыми увлечениями. Так Пушкин долго использовал протоколы собраний «своей» кишиневской ложи для записи стихов (не пропадать же бумаге!).

Однако, в ложах бывала не только молодежь, но и люди вполне солидные. И, похоже, они искали там не только развлечений, но и покровительства.

Вспомним не такие уж давние времена, когда практически всякая служебная карьера в нашей стране была связана с комсомолом и коммунистической партией. Собираясь стать офицером, чиновником, ученым, а, самое главное, мало-мальски крупным руководителем, человек был просто обязан вступить в ряды КПСС. Его, как правило, к этому не принуждали, но… как-то само собой выходило, что предпочтение при очередном назначении отдавалось людям партийным. Впрочем, в СССР партийность была делом публичным, ее никто не скрывал. В итоге к концу 1980-х в стране насчитывалось 18 миллионов коммунистов. Победе коммунизма это, как видим, не помогло. Наоборот, набранная таким образом масса карьеристов разбежалась при первых же признаках ослабления влияния партии.

Как это ни парадоксально, компартия была более эффективной организацией, когда она была запрещена и малочисленна. То же можно сказать и о масонстве. Чем больше в нем появлялось высокопоставленных лиц, тем неповоротливее и слабее оно оказывалось. Наверное, именно поэтому Павел I и Александр I сами вошли в ложи. Они надеялись сами управлять масонами. Надежда, впрочем, оказалась напрасной. Антигосударственные заговоры все равно возникали. Теперь уже внутри самого масонства. Кстати, последний такой заговор в 1917 году уничтожил не только Российскую империю, но и все условия для развития лож. Они оказались возможны лишь в эмиграции.

И все-таки, почему русские люди когда-то устремились в ложи? Неужели только за модой или карьерой? Была, наверное, и какая-то духовная жажда. Вернее, духовная пустота.

Даже перечитав главы «Войны и мира» о молодом Пьере Безухове, нам сложно представить себе жизнь российской элиты «эпохи просвещения». Страна на подъеме. Можно с успехом заниматься военной или государственной службой, частным предпринимательством, а можно и ничего не делать. Крепостные обеспечивают любые потребности и досуг. Можно блистать в салонах и на балах, читать самые новейшие книги (изданные, в основном, за границей). Но все это не отвечает на вопрос «зачем ты живешь?».

«Передовая наука» заявляет: ради прогресса или для наслаждения. Церковь тех лет часто тоже отвечает на этот вопрос формально: молись Богу, служи царю, и довольно. Редкие духовные подвижники вроде Тихона Задонского или Паисия Величковского обитают в глуши и даже в своей среде слывут отсталыми чудаками.

А тут появляются люди, всерьез признающие реальность духовного мира. И даже кое-что о нем знающие. В их учении много взято не только из христианства, но и из иудаизма и восточных религий. Обещают открыть тайны истории, вечности и вселенной. Приобщить к великому и древнему процессу строительства всемирного счастья. Уже сегодня (пусть и в закрытом кругу) достичь свободы, равенства, братства. И главное, все это можно обсуждать с такими же думающими людьми как ты, не боясь быть осмеянным. Наоборот, теперь ты гораздо выше всех окружающих, потому что ты – избранный, ты – посвященный!

Но может быть, мы не правы, и нам ответят сами сегодняшние масоны? Откроем, например, официальный сайт Великой ложи России с парадным портретом великого мастера, одного из кандидатов в президенты России 2008 года Андрея Богданова: «Масонство – закрытая социальная организация. Иногда нас называют тайным обществом. В последнем названии есть элемент ненужной мистификации, но у такого названия есть также и некоторые основания. Списки живых членов масонских организаций никогда не публикуются, имена членов организации без их согласия никогда не разглашаются. Члены масонской организации поддерживают между собой большое количество самых разнообразных связей как внутри ложи, так и за ее пределами. Масоны следуют принципам взаимопомощи, однако не абсолютизируют этот принцип. Взаимопомощь носит здоровый характер тогда, когда это именно взаимная помощь…». И далее в том же духе. Вам что-то стало понятней? Нам – нет.

А вот еще один масонский сайт ложи отколовшихся от Богданова: «Масонство – не профессия, не секта и не миссионерская организация. Масонство не забирает людей из мира. Масонство привносит свет традиций в духовные поиски человека не с тем чтобы он нес в мир какие-то особые миссионерские идеи. Масону запрещены ссылки на авторитет масонства. Кроме передаваемых традиций существует только точка зрения брата. Никто не может говорить от имени масонства…».

            Хотите узнать больше – вступайте в масоны. Это не шутка. Прямо на сайте – «письмо к неизвестному брату» и две кнопки. Вступаешь – идешь дальше на сайт, отказываешься – попадаешь на страницу mail.ru. Просто «Матрица» какая-то. Слава Богу, что мы не настолько любопытны! Но нам по-прежнему неясно, кто такие масоны. А узнать-то хочется!

Известный ученый-математик Игорь Шафаревич, обсуждая аналогичную проблему-загадку, как-то заметил, что к ней возможны три отношения. «Первое – игнорировать саму проблему, убедить себя, что ее не существует. Это худший выход… Второй подход – постараться угадать разгадку, как бы перепрыгнуть пропасть незнания, отделяющую нас от ответа. Так возникает несколько концепций, из которых самой простой является концепция заговора, формируемого три тысячи лет… Все такие концепции имеют то общее, что их нельзя ни доказать, ни опровергнуть, да они и не претендуют на фактологическое или логическое обоснование. В них можно лишь верить или не верить.

Третий подход заключается в том, чтобы не претендовать на окончательный ответ, разгадку. Но собрать те факты, которые можно извлечь из скопившегося за эти три тысячи лет фактического материала и сформулировать выводы, которые из них вытекают. А на этой почве попытаться нащупать некоторую линию поведения, хотя и сознавая, что она основывается на неполной информации. Ведь в жизни мы никогда полной информацией не обладаем… Следует понять постижимое и спокойно принять непостижимое. Жизнь полна загадок – и в математике, и в физике, и в биологии, и в истории – особенно во всем, что связано с человеком. Нужно известное чувство смирения, чтобы принять тот факт, что разгадку большинства из них никто не узнает в течение нашей жизни».

Вот так-то. Чтобы разрешить «масонскую загадку», человеку, прежде всего, нужно смириться с существованием чужой тайны, не подчиняясь ей. То есть иметь за душой хоть что-то свое. Что-то святое.

Артём ЕРМАКОВ, Василий ПИЧУГИН.

8 ответов на Кто такие масоны?

  1. Так что думаете, Светлана, стоит вступать или нет?

  2. Владимир, на такой внезапный и прямой вопрос даю такой же прямой ответ: «НЕТ!»

  3. Я категорически требую пояснить.))

  4. А Вы признаёте реальность духовного мира?

  5. «А Вы признаёте реальность духовного мира?»

    Я допускаю вероятность его существования. Малую, но допускаю. Я даже допускаю вероятность того, что есть тот самый Бог, в которого верят христиане. Малую вероятность, но допускаю. Также я допускаю вероятность того, что завтра по Питеру пробегут маршем динозавры. Малую, конечно, но допускаю.

  6. Вы верите в возможность построения всемирного счастья на земле?

  7. «Вы верите в возможность построения всемирного счастья на земле?»

    Я вообще мало во что верю. Я вот верю, что моя женщина мне не изменяет. Именно верю, а не знаю этого. Ну а про счастье как-то не задумывался. глядя на то, как идут дела в мире, скорее нет – не верю. Точнее так: вероятность этого крайне мала.

  8. Но, хочу заметить, сайт у товарищей неплохой. Достаточно красочный и яркий. Заманивают.

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.